Низкий уровень зарплат, стипендий, пенсий, рост коммунальных платежей и высокие цены на товары и услуги первой необходимости составляют Топ-3 основных социальных проблем, беспокоящих татарстанцев. Об этом сообщил сегодня ответственный секретарь Экспертного совета, заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, профессор, доктор политических наук Андрей Большаков в докладе «Об общественно-политической ситуации и социальном самочувствии населения Республики Татарстан по итогам 2018 года».
Результаты мониторинг Фонда «Общественное мнение — Татарстан» Андрей Большаков представил в ходе заседания Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при Казанском федеральном университете, которое прошло в зале заседаний Попечительского совета КФУ. Сегодняшнее заседание стало третьим и завершающим в текущем году.
«Этот год не похож на предыдущие, и данные по ряду показателей отличаются от того, что мы наблюдали даже во время весеннего заседания», — подчеркнул профессор КФУ.
По словам Андрея Большакова, на вопрос «Что сейчас происходит в Татарстане?» порядка 34 процентов опрошенных отвечают «торможение и застой» или «упадок». Большинство же — 31,8 процента и 24,1 процента останавливаются на вариантах «рост и развитие» и «стабилизация» соответственно. Если сравнивать с данными 2017 года, то татарстанцев, выбравших позицию «торможение и застой», прибавилось.
Еще один пункт исследования — «Удовлетворенность ситуацией в республике в целом».
«Мы знаем, что после выборов в марте 2018 года в стране произошел целый ряд реформ. Прежде всего, вспоминают пенсионную реформу, хотя их было достаточно много. И мы видим показатели того, как люди на это реагируют, — пояснил ответственный секретарь Экспертного совета. — Число людей, скорее и безусловно довольных ситуацией, за 2018 год снижалось и к 4-му кварталу стало меньше на 11 процентов, чем год назад. Соответственно, увеличивается процент недовольных. Мы не можем никуда уйти от общероссийских реформ, и люди реагируют падением позитивных характеристик. Эта тенденция видна очень четко». Так, позицию «скорее и безусловно недовольны» выбрали 32,6 процента опрошенных, «скорее и безусловно довольны» — 62,9.
Докладчик также представил динамику самооценки материального положения татарстанцев. В этом графике наблюдается увеличение процента людей, которые выбирают вариант «материальное положение ухудшилось» — 30,3 против 23,7 процента в 4-м квартале 2017 года.
Традиционно задаваемый в ходе исследования вопрос — основные социальные проблемы, беспокоящие татарстанцев. Вариант «низкий уровень зарплат, стипендий, пенсий», выбрали 30,8 процента опрошенных. Рост коммунальных платежей больше всего волнует 23,2 процента респондентов. Рост цен/высокие цены на товары и услуги первой необходимости выбрали 22,3 процента. К ним приближаются позиции «нехватка рабочих мест» — 21,8 процента, «плохие дороги» — 15,8 процента. Немалую часть опрошенных беспокоит ситуация в сфере здравоохранения (очереди в медучреждениях, плохое медицинское обслуживание) — 13,9 процента.
По словам Андрея Большакова, непопулярные социальные реформы привели к падению рейтинга Президента РФ в Татарстане. Отвечая на вопрос об отношении к деятельности Владимира Путина (динамика сумм положительных и отрицательных оценок), отрицательное отношение выразили 31,1 процента опрошенных (9,4 в аналогичном периоде прошлого года), положительное отношение — 57,3 процента (84,8 соответственно). Также была приведена динамика электорального рейтинга основных парламентских партий. Так, рейтинг «Единой России» опустился до 49,2 процента (68,5 в 4-м квартале 2017 года), а показатели КПРФ, напротив, возросли — с 12,9 до 26,9 процента.
«При этом в начавшихся реформах, связанных с НДС, пенсионным возрастом, население все-таки склонно винить, прежде всего, федеральные власти. Соответственно, на отношении к деятельности Президента Татарстана они практически не сказываются. Позиции Рустама Минниханова даже немного пошли вверх (положительное отношение — 74,3 процента опрошенных). Пенсионную реформу проводит федеральный центр — так считает общественное мнение в республике. Соответственно, местное руководство в этом не участвует и на позициях первого лица Татарстана эти реформы практически никак не сказались», — подчеркнул политолог.
С докладом «О межэтнической ситуации в Татарстане по итогам исследования Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН» выступила старший научный сотрудник отдела этнической социологии Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН (Москва) Екатерина Арутюнова. Она представила данные совместного с учеными Казанского университета исследования.
В частности, Екатерина Арутюнова остановилась на иерархии идентичностей татарстанцев.
«Наиболее распространенная форма республиканской идентичности — ощущение себя в равной степени татарстанцем и россиянином (55 процентов в 2017 году, 53 процента — в 2018 году). Такая паритетная татарстанско-российская идентичность — стабильная основа благополучных межэтнических отношений», — отметила она.
Один из важнейших показателей — оценка респондентами состояния межнациональных отношений в их городе/селе. Так, 84,5 процента оценивают этот показатель как «доброжелательные, спокойные».
По словам Екатерины Арутюновой, насилие в межнациональных и межрелигиозных спорах считают недопустимым 84 процента татарстанцев (в равной мере и татары, и русские). Оценивая ощущение равенства возможностей в республике, 74 процента опрошенных полностью или скорее согласны с тем, что равенство возможностей существует. При этом почти 30 процентов опрошенных считают, что национальность влияет на возможность устройства на престижную работу.
Исследователи также пришли к выводу, что в Татарстане более терпимое отношение к мигрантам, чем в целом по стране. Категорически против присутствия мигрантов в месте своего проживания высказались 8 процентов респондентов. Если мигранты будут вести себя в соответствии с местными традициями, их готовы принять 42 процента, а положительно относятся к ним 7 процентов респондентов. Эти показатели неприятия мигрантов в Татарстане существенно ниже общероссийского и среднеевропейского уровня. В среднем по Европе присутствие мигрантов категорически неприемлемо для 15 процентов опрошенных. Для России эта доля составляет 25 процентов.